Паспорт отходов

Хозяйственная деятельность организации или предприятия образует отходы. Это отработанные, испорченные вещи, ненужная документация, остатки сырья, среди которых немало предметов, представляющих опасность. На такой мусор обязательно разрабатывается паспорт отходов.

Остатки электроники

Что такое паспорт отходов

Паспортом отходов называют экологический документ, содержащий подробные сведения об отдельном виде мусора. Он содержит:

  • название утиля;
  • содержание веществ;
  • в каком агрегатном состоянии находится;
  • условия образования;
  • класс токсичности;
  • кодовый номер по перечню Федерального классификационного каталога;
  • название, реквизиты, контакты организации.

По изменениям пунктов закона №89 РФ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», внесенных в 2015 году, любому объекту, накапливающему мусорные остатки с I по IV классы включительно, предписано оформлять паспорт токсичности образованного отхода. Документ должен подтверждать степень их вредного воздействия.

Часто руководители ошибочно считают, что производство не оставляет мусора и разработка паспортов мелких отходов не нужна. Это не совсем так.


Справка
. Испорченная бумага, отработанные предметы, сломанная мебель, ручки, сор от уборки помещения считаются мусорными накоплениями.

Что же такое паспорт опасных отходов, для каких целей оформляется. Важный документ нужен чтобы:

  1. Назначить класс опасности.
  2. Определить условия сбора, временного хранения.
  3. Проводить инвентаризации.
  4. Вести журнал передвижения мусора.
  5. Вести отчетность.
  6. Предоставить для проверки административным органам.
  7. Передать другой организации для транспортировки, обеззараживания и утилизации.

Предприятия, занимающиеся вывозом с последующей утилизацией, должны иметь представление о характере мусора. Любое обращение с ним без паспорта отходов запрещено.

Паспорт отходов

Кто должен делать

Над подготовкой документации должна задуматься любая организация (некоммерческая тоже), представители частного бизнеса, юридических офисов, образующих мусор с I по IV класс.

Паспорт отхода, экопаспорт – официальный документ для ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов размещения). Поэтому производство, арендодатели, управляющие компании, предприниматели, арендующие помещения оформляют паспорта.

Проверяющие органы особенно внимательно относятся к организациям, размещенным на нижних этажах жилого здания.

Срок действия паспорта отходов

Сроки действия подготовленных паспортов опасных отходов определены, как бессрочные. Но при изменении их содержания, реорганизации предприятия, смене реквизитов, контактов, оборудования проводится повторная процедура паспортизации.


Дополнительная информация
. Каждое наименование (например, ртутьсодержащие предметы, галогенное оборудование, остатки строительного сырья) паспортизируется отдельно.

Нормативно-правовая база для паспортизации отходов

Проведение паспортизации I-IV класса отходов регламентируется нормативами правовых актов:

  • законом №89, принятым 24.06.98 г., касающимся остаточного сырья производства и потребления, где в ст. 14 содержатся сведения о базовых положениях паспортизации;
  • Федеральным постановлением Правительства России №712, внесенным 16.08.13 г. о правилах паспортизации отходов I-IV класса, содержащие инструкцию, как сделать паспорт опасных отходов.

Одним из важных этапов разработки и оформления паспорта опасных отходов считают процедуру, которая подтверждает степень токсичности. Это проводят с помощью нормативов ФККО, принятых 18.07.14 года и приказа российского Министерства природы №541 от 05.12.14г.

Каждый источник оформляет паспорт регулирующий работу с утилем, несущим угрозу экологии и человеку. На безопасные мусорные накопления паспорта не получают.

Паспортизация отходов I-IV класса опасности

Весь мусор делят на 5 классов. С I по IV класс входят токсичные, взрывоопасные, ртутные, радиоактивные, содержащие патогенные микробы остатки, требующие особых условий хранения и утилизации отходов.

Паспортизация проводится только для мусора первых четырех групп, согласно Постановлению №712 от 16.08.13г. Собранный утиль должен быть отнесен к одной из категорий, входящей в ФККО.

В отдельную группу выделены отходы ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений). Медицинский утиль собирают в непрокалываемые упаковки, что затрудняет определение класса опасности из-за невозможности вскрытия тары.

Согласно СанПин 2.1.7.2790-10 разрабатывают паспорт на хозяйственные медицинские отходы. Биологические, анатомические материалы паспортизации не подлежат.

Паспорт отходов не оформляется на мусор 5 класса опасности. К этой группе относят безопасные предметы, которые при правильном хранении и утилизации не наносят вреда.

Руководители предприятий должны обосновать безопасность веществ по перечню ФККО. Если вид отсутствует в каталоге, придется пройти процедуру определения степени угрозы. Доказательства собираются биотестированием. После анализов взятых проб, лаборатория дает заключение, нужна паспортизация отходов или нет.


Справка.
На определение класса опасности отходов уходит до 3 месяцев.

Можно ли сделать самостоятельно

Паспортизацией производства можно заниматься самостоятельно. Для подготовки документа руководитель должен провести следующие действия:

  • Инвентаризацию мусора. Организовать тщательный сбор сведений о характере произведенного утиля, его количество, качество, информацию о вреде.
  • Анализы мусора. Заключается договор с лабораторией, куда сдают пробы в нужном количестве.
  • Получить заключение о компонентном составе.
  • Рассчитать степень токсичности самостоятельно или при помощи введенных программ.
  • Внести сведения в паспорт на основании сверки с кодами ФККО.
  • Направить собранную документацию в территориальные органы контроля.

Неверное оформление, ошибочное определение степени опасности, незнание законодательства ведет к потере времени и сил.


Внимание!
При выявлении ошибок Росприроднадзор присылает «Уведомление об устранении недостатков». После получения извещения необходимо исправить недочеты.

Для быстрого получения документации целесообразно доверить работу специализированным организациям. Для этого нужно узнать, кем осуществляется паспортизация образованных опасных отходов.

Паспортизация отходов

Как составить документ

Порядок паспортизации любых отходов определен Постановлением Правительства РФ №818 от 26.10.2000 г. На основании ГОСТа 30774-2001 документ содержит строго обязательные разделы:

  1. Наименование утильсырья.
  2. Название, реквизиты производителя.
  3. Точное количество мусора.
  4. Характеристика опасных свойств.
  5. Источник происхождения.
  6. Компонентный состав и класс токсичности.
  7. Способы утилизации.
  8. Риск пожара или взрыва.
  9. Возможность коррозийной активности.
  10. Меры предосторожности.
  11. Условия транспортировки.
  12. Примечания, дополнения, особые условия.

Документ заверяется подписью руководителя, печатью организации и утверждается органами Росприроднадзора.

 

Стоимость паспортизации

При обращении в организации, занимающиеся оформлением паспортов на отходы, придется оплатить предоставленные услуги. Цены зависят от регионов, где проходит деятельность предприятия. Разработка занимает определенное время, вместе с заказом анализов в лицензированной лаборатории.

Таблица №1 Стоимость и сроки паспортизации

ОтходыЦена (руб.)Сроки (в днях)
Включенные в ФККОот 3 до 6 тыс.45
Не включенные в каталогот 4 до 8,5 тыс.90
Установление принадлежности к V классуот 5 до 9 тыс.до 30

Сроки паспортизации зависят от количества наименований утилизирующих веществ.

Образцы заполнения

Под каждый отдельный вид утиля составляется форма, где наименование вещества указывается на основании Федерального классификатора.

Информацию берут из протоколов, подготовленных аккредитованной лабораторией. Указывается первоначальный состав сырья, превратившегося в мусор.

 

Внимание! Документ обязательно должен содержать сведения о производственном процессе, в результате которого сырье стало отходами.

Собранную документацию можно подать и получить паспорт через портал паспортизации, который открылся на сайте Росприроднадзора.

Штрафные санкции в случае отсутствия документы

Контролирующие органы Росприроднадзора при проверках требуют паспорт. Грубейшим нарушением считается отсутствие документа, которое несет наказание.

По статье 8.2 КОАП РФ №195-83 от 30.12.2001 года за нарушение правил сбора, хранения, транспортировки, утилизации мусора накладывается взыскание:

  • физические лица – от 1до 2 тыс. рублей;
  • руководители предприятий – от 25 до 40 тыс.;
  • индивидуальные предприниматели – от 30 до 50 тыс. или прекращение деятельности сроком на 3 месяца;
  • юрлица – от 200 до 350 тыс. или приостанавливается работа организации сроком до 90 дней.

Чтобы избежать административного наказания или крупного штрафа перед началом работы требуется оформление паспорта будущих отходов.

Заключение

Разработка паспортов входит в обязанности всех, кто производит утильсырье в процессе производственных работ. Паспортизация требуется мусору, входящему в первые четыре класса опасности. Документ можно составить самостоятельно или доверить сторонней организации. Отсутствие паспорта грозит ограничением деятельности и крупными материальными потерями.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector